Пожертвовать

Перевести деньги в
"ФОНД СЕЛО"






Историческая справка о селе ЦМУР

Предисловие

Высокие горы, близкие к солнцу, изящно блестящие под лучами солнца моря, огненные сердца тружеников, свободолюбивые, реющие в синева чистого неба орлы - вот что встает перед нами теплым словом Дагестан.

В  этой республике есть райский уголок с цветущими садами, лечебными источниками, разноцветными лучами, красивыми лесами журчащими реками, слегка шумящими горами- это Сулейман-Стальский  район, который носит имя Гомера 20 века поэта Сулеймана.

Село Цмур в этом районе авторитетное. Это родина славных сыновей и дочерей района, республики Дагестан и Российского государства, известных политических и государственных деятелей, мастеров труда, культуры, литературы и искусства,  ученых: Казибека Акимова, Алибега Фатахова, Магомедганифы, Гаджикурбана, Магомеда Шайдаевых, Зияудина Эфендиева, Гаджимурада Темирханова, Гаджи Магомедова, Ярахмеда Гамидова, Рены и Маркса Эфендиевых,Гюльпери Бейбалаевны, Гюльнары Магомедовны, Ахмада и Надира Эфендиевых.

С южной стороны  олимпийские луга Литал, что находятся  на высоте 1043 метра над уровнем моря, с севера Векелярские разноцветные луга ( на высоте 967метров над уровнем моря) открывают перед нашим взором внизу красивый ландшафт: три речки, блестящие серебром, протекают вокруг села, где современные двухэтажные дома со всеми современными удобствами утопают в райских фруктовых садах, бархатные леса, где растут  дикие ягоды и  фрукты… А воздух вокруг такой необыкновенной легкости и чистоты, что чувствуешь как в Сочи. Сказочной жизнью живут здесь благодатные люди- цмурцы, которым завидуют все: знакомые, гости, командированные на завод минеральных вод «Рычал-су», искатели недр, разведчики, определяющие богатства страны гор и многие другие.  Все они с  восхищением говорят: «Чудо природы у Вас, цмурцы. Это все точно как в сказках!»

В Цмуре, природной здравнице, живут гостеприимные, уважительные, мирные, сплоченные, законопослушные, трудолюбивые люди.

Краткая история села

Каждое село имеет свою историю, своё происхождение, свою форму. Своеобразие характерно и горному селу Цмур. Основание нынешнего Цмура относят к концу 17 века. До этого предки цмурцев жили в пяти маленьких  разбросанных в недалеке друг от друга аулах Агасияр, Бажияр, Кавалар, Нюквер, Тарашар на участках «Чкар», Калкамар», Кару тарар», «Чурусалар», «Букар». Они объединились и возвели более крупное село Цмур из пяти тухумов с названиями соответственно аулам.

В прошлом  село Цмур был узлом, где пересекались пути  агульцев, табасаранцев, лакцев и даргинцев, идущих на крупнейший южно-дагестанский рынок  в  Касумкенте.

Следует отметить, что и при спуске с гор в Касумкент и на обратном пути эти люди, как правило, останавливались в Цмуре: отсюда  было очень удобно спозаранку успеть на воскресный базар, здесь  было удобно отдохнуть после трудного дня и утром рано двинуться дальше, к себе домой. Это обстоятельство, видимо, не могло не отразиться на жизни и быте цмурцев, на их хозяйственной и культурной деятельности и что,  бесспорно, имело отношение к становлению говора этого своеобразного аула.

Однако, это было не единственной особенностью Цмура. Он был административным центром Кутур- Кюринского участка  Кюринского округа. Архит, Захит.Тркал, Цинит, Цнал, Цлак, Фриг Хивского района; Ичин, Куркуркент, Ашага_Мака, Рухун, Хпюк, Цициг, Келе, Чилик, Мехкерг, Чухверкент, Хутарг, Ивигар, Ялцуг, Кеан, Кахцуг, Качалкент, Алкадар, Саидкент, Сардаркент, Векелар Сулейман-Стальского ( бывшего Касумкентского ) района; Икра, Капир,  Ругун, Штул, Шими-хюр, Вини-Мака Курахского района входили в состав  тогдашнего Кутур- Кюринского участка, центр которого находился в селении Цмур .

 Разумеется, из названных сел часто приходили люди в Цмур с жалобами и заявлениями к начальнику участка или к его подчиненным для регулирования разных вопросов. Секретарями работали цмурцы Аливерди, Неби, Эфенди, Гаджибала. Долгие годы советником начальников являлся цмурец, ученик  Гасана – Эфенди Алкадари, Казимагомед Гаджикасумович, в доме которого размещалась канцелярия администрации Кутур-Кюринского участка. Длительное время поваром был цмурец Гаджиев Магомед.

 Победа Великой Октябрьской Социалистической революции принесла жителям Цмура новую и счастливую жизнь, о которой они могли мечтать только в сказках и в песнях.

Тесная связь с передовыми людьми Дагестана  и  Азербайджана способствовало  росту революционного самосознания цмурцев. Из среды цмурцев выросли  такие большевики, как  Казибег Акимов, Курбан Нуралиев, Зияудин Эфендиев, Мехти Мирзабеков, Ашур Наврузбеков, Абдурагим  Салихов, Ферзали Курбанов и другие, которые вели большую революционную борьбу среди остальных яркинцев. Их имена в сердцах наших людей незабываемы.

Бакинский рабочий Казибег Акимов,который регулярно участвовал в подпольных революционных кружках Шаумяна, вернувшись в родное село , держал связь с видными революционерами: Казимагомедом Агасиевым, Муктадиром Айдинбековым. Нажмудином Самурским ,Тарикули Юзбековым, Абдусамедом Мурсаловым.      

В 1918 году Казибег Акимов в Цмуре организовал партийную ячейку, которая объединяла 45 коммунистов из разных сел Яркинского магала. Председателем ячейки был сам К.Акимов, секретарём- К.Нуралиев, который окончил учебу в Казани, а после смерти Нуралиева секретарем в 1919 году стал З. Эфендиев, позже - двенадцатилетний Алибег Фатахов.

В 1926 году в Цмуре была создана комсомольская организация, секретарем которой был Алаудин Магомедов,  позже он стал председателем исполкома, а в 1929 году начала функционировать пионерская организация. По желанию сельчан в 1931году был организован и колхоз. Все цмурцы вступили в коллективное хозяйство добровольно. Колхозом руководили Гаджибала Шайдаев, Магомедрасул Курбанов, Муталиб Нуралиев, Алаудин Магомедов, Габибула Магомедов, Курбан Ферзалиев, Магомед Фатахов, Гаджи Гаджиев. Кроме земель при  селе, колхоз пользовался 350 гектарами  кутанными    землями, столько же гектаров имел в горах летние пастбища. Колхоз довоенных лет был одним из богатых в районе. Он имел около 2000 МРС, более 200 голов КРС, 60 лошадей, птицеферму, свиноферму, 350 гектаров земель заняты были зерновыми, 5 га овощами, 50 га – фруктовыми садами, 130 га- сенокосами.

 Необоснованными «Села без будущего ликвидируем» законами соседние села Цмура в 60-70-ые годы 20 века  ликвидировали,  переселяли на равнинные места, а в годы перестройки цмурские земли передали в подсобное  хозяйство завода « Дагдизель». Через несколько лет завод отказался от подсобного хозяйства.

Во всех затруднениях правой рукой К.Акимова был большевик Абумуслимов Абумуслим. Он был убит бандитами. В тот же день бандиты чуть не убили и Казибега. Он спасся, спрятавшись на небольшом сооружении над могилой священника.

Наследственным от прапрадедов занятием цмурцев являлось овощеводство и животноводство. По лезгинской традиции значительная часть мужского населения ежегодно уходила в Азербайджан для выполнения сезонных сельскохозяйственных работ (косить сено, убирать урожай зерновых) по найму. Кроме  того, многие цмурцы работали в городе Баку на нефтяных промыслах, заводах, фабриках. По инициативе заведующего отделом Дагобкома партии писателя Зияудина Эфендиева в 1949 году начали строительство межколхозной ГЭС.  Электростанция была рассчитана на 7 близлежащих сел. К большому сожалению, обеспечив электроэнергией Цмур и село Качалкент, здание и все оборудование электростанции попали под оползень весной 1959 года. Причиной была ошибки в строении и ранний пуск.  До привода Сулакской энергии цмурцев электро-энергией обеспечивал дизельный мотор, полученный большим старанием  ветерана войны, генерала  Советской Армии Шайдаева Магомед-Ганифы Гаджибалаевича.

Первую светскую школу открыли  в селе к сентябрю 1919 года.  Директором был самый грамотный человек среди сельчан Зияудин Магомедович Эфендиев,  а Рахман Рахманов из селения Ивигар и  Сейфудин Гаджиев из селения Векелар -первыми учителями. В первые годы контингент учащихся состоял только из мальчиков: АлибегФатахов, Макс Магомедов, Алаудин  Магомедов, Муталиб Нуралиев, Фазлудин Гаджикасумов,  НисрединМагомедов, Искендер Меджидов, Бугаудин Сейфудинов…Занимались на нижнем этаже старой мечети. Новую типовую школу под руководством Казибега Акимова  начали строить  в 1927 году и завершили  к  осени  1929 года. Типовое  здание было рассчитано на начальную школу. В годы Отечественной  войны в селе  открыли интернат, где жили, питались и учились  дети из близлежащих сел . Тогда функционировала семилетняя школа, где обучение вели в  2-3х сменах.

В послевоенные годы в селе организовали детский дом для детей сирот. Там содержали  100 детей из всего Южного Дагестана: одевали, кормили, воспитывали, обучали грамоте не хуже. чем детей с родителями. Осенью 1955 года детдом расформировали из-за того, что контингент стал мизерным. Оставшиеся воспитанники были переведены в  более крупный детский дом  в селении Хорел  Магарамкентского района.

 Среди детдомовцев были такие талантливые воспитанники : Салих Муслимов из селения Цициг, доктор философских наук, профессор Ярахмедов  Казиахмед, заслуженный экономист, Фарманова (Эфендиева) Сефият из селения Цмур, первая женщина в селе, которая получила  образование инженера ,  первая дочь с медицинским  образованием Саният Эседулаевна, начальник госстандартов Юждага Жамиев Жамидин из селения Гапцах Магарамкентского района. Они жили и  выросли на Цмурской земле, дыша ароматами лесов, наслаждаясь всеми природными  богатствами этого отличительного уголка.

 Многие русские братья и сестры стали кровными родственниками цмурцев.  Около сорока лет в селе была заведующей медпунктом  Долгополова (Меджидова) Аня. Она быстро усвоила традиции и обычаи села. Для сельчан она была родной сестрой, а младшим - матерью. Точно таким же уважением пользовалась учительница Расснегаева  (Алибекова ) Тамара Константиновна, которая более 30 лет обучала  грамоте сельских  детей. Их имена всегда на устах селян.

Славные сыновья и дочери.

Благодатная земля селении Цмур создала много славных сыновей и дочерей , которыми гордятся и село, и район, и республика. В дореволюционный период  семья Гаджикасума была одной из благодарных семей . Сам Гаджикасум, богатый душой, уважительный человек среди яркинцев и во всем Кюринском округе, был лекарем с большим практическим стажем. Он являлся близким знакомым Гасан-Эфенди Алкадари. Особенно после лечения  у Гасан-Эфенди кожной болезни на руках называемой  (кудайтвар) (горячий зуд ). В знак уважения выдающийся философ лезгинского народа Гасан-Эфенди сделал своему лекарю дорогие подарки. Самый большой подарок Гаджикасуму осталось обучение единственного дорогого сына Казимагомеда в медресе Алкадари. А Казимагомед в течении десятки лет был советником начальника Кутур Кюринского участка и служил лезгинскому народу, сохраняя заветы незабываемого учителя, ученого, поэта Гасан- Эфенди Алкадари.

 Авторитет семьи Гаджикасума сохраняется и в настоящее время как строящей дорги, мосты, родники.

Цмурцы включились в борьбу за новую жизнь и многие были активными участниками революционных событий.

Добродеятельный Казибег Акимов был прославленным сыном Цмура в Яркинскоммагале. Я помню в разговоре с престарелым жителем соседнего села Цнал Садиховым Хидуром, как ценил народ Казибега Акимова.

Казибег Акимов во времена репрессий 30-х годов, - говорил Хидур халу выступал в роли адвоката всего Яркинскогоджамаата. Он защищал наших земляков от репрессий-вот почему многие Яркинцы не переболели молярией 30-х годов 20-го века. В Цмуре, Векеляре, Ашага-Маке Казибег успел впервые построить типовые школьные здания, а это осчастливило жителей тех и близ лежащих сел поднять культуру, получить образование  на десятки лет раньше. Он вел большую разъяснительную работу среди яркинцев о грядущем. Это имело важное значение в те времена, - говорил покойный Хидур халу. Аллагьрагьмет ему.

 Из разговоров отца Нисредина помню, что во время партийной чистки ябедничали на Акимова один из Цмура и исключили его из партии. Высоконравственность грамотного рабочего доказала невиновность в ябеднических …….и справедливого восстановили в коммунистическую партию.

 Кажется. Классовые отношения в Цмуре ожесточились. Группа большевиков которые после участия в революционных событиях в городах Баку, Грозный, Дербент под руководством Казибека Акимова 1919 году в Цмуре организовали группу против эксплуататоров Яркинскогомагала Кюринского округа. С этой группой присоединился шестнадцатилетний Зияудин Эфендиев – выпускник курсов Дербентского педучилища. Он стал секретарем партийной  ячейки и одновременно учил сельских детей, руководил первой светской сельской школой. Позже ему посчастливилось служить народу всего Дагестана  деле народного просвещения, работая в должности заместителя министра просвещения  Автономной республики.

С 1922 года Эфендиев Зияудин Магомедович работал инструктором и завотделом Кюринского окружкома. В 1925 году в столице Родины Москве окончил годичные партийные курсы. Спустя некоторое время, учился в высшей партийной  школе заочно. С 1926 года по 1928 год Зияудин Магомедович был секретарем Самурского окружкома в Ахтах.  С 1929 по 1932 год работал редактором республиканской газеты на лезгинском языке «Новый мир». Там проявил себя умелым работником прессы, а также обладателем таланта писателя художественной литературы. В 1932 году вышла его книга «Очаги социализма». Эти путевые заметки писателя, служили одним из фундаментов лезгинской прозы. В  те же годы совместно с Гаджибеком Гаджибековым создали алфавит лезгинского языка, орфографический и терминологический словари.

З.Эфендиев с 1920 года был членом КПСС, членом Союза писателей СССР. Он в своих произведениях показывал контрасты старой новой жизни в селе, создавал образы людей советского времени.

За свою 77 летнюю жизнь Зияудин Эфендиев, не зная усталости, создавал литературные прозаические, драматические произведения разных жанров на своем родном языке. К ним относятся: многие рассказы. В том числе рассказ, написанный на второй день начала Великой Отечественной войны, «Справедливость победит», повесть о гражданской войне «Знамя победы», драматические произведения комедия «Гюльзада», драма «Утро в Сенгере», пьеса «Казимагомед», которые шли на сцене Лезгинского театра и многочисленные одноактные пьесы, ставящие коллективами художественной самодеятельности. Роман «Следы на мосту», сборник повестей «Морские волны, сборник избранных повестей, рассказов, драм, очерков «Горячий хлеб» (1979 г), принадлежат перу нашего земляка. Лучший представитель, знаток лезгинского языка З.Эфендиев, переведя на лезгинский язык, ознакомил нас с прозаическим произведениями русской классики и литературами других народов СССР. Он перевел на наш язык М.Ю.Лермантова, В.Г.Короленко, Н.В.Гоголя,  Б.Горбатова, пьесы  А.Островского, К.Гольдони, Б.Лавренева, А.Корнейчука и других национальных писателей СССР. За активное участие в развитии дагестанской литературы указом Верховного Совета СССР он был награжден в 1967 году орденом «Красного знамени».

З.Эфендиев умер 2 мая 1980 года в Махачкале, захоронен в мусульманских кладбищах по улице Кехулая.

 Особый вклад в дагестанской литературе основоположника лезгинской прозы. Поэта-новатора Алибега Фатахова с каждым годом большей и большей ценой ценят.  Мало жил – много оставил живому миру лезгистана да и всего Дагестана в области литературы, как талантливый поэт и прозаик, человек с большой буквы. За 25лет своей жизни (родился в 1910 году) талант, рожденный сказочной природой Цмура, успел изучить, использовать в своем творчестве, оставить поколениям шедевры лезгинского фольклора; любоваться привлекательной природой родного края и употреблять в своих творческих созиданиях яркие пейзажные картины; создавать роман в стихах «Разорванные цепи», первые в лезгинской литературе рассказы «Риза», «Проклятье», «Газета», «Завещение отца»,; обогащать литературу, зарождая жанр поэмы, из-под его пера вышли ценные поэмы «Ударник Гасан», «МТС», «Разведчики гор», «Война», мастерски переводить русскую классическую литературу, чем он ознакамливаетлезгинского читателя с А.С.Пушкиным, А.М.Горьким, В.В.Маяковским,  М.Ю.Лермантовым, И.А.Крыловым, Н.А.Некрасовым, А.П.Чеховым, Д.Бедным, Н.Тихоновым он смог написать 15000 (найденные, печатанные) строк стихов и расширить дорогу для будущих художников слова. Только названия жанров произведений А.Фатахова говорят о просторах и широте, о тематической важности в создании образа социалистической действительности свидельствуют о мастерстве художника.

Бюро ВЛКСМ как примерного комсомольца-пропагандиста в Кюринском округе, А.Фатахова в 1927-1928 годах отправили в Ашагастал, родное село Сулеймана Стальского, чтобы навести порядок в отсталой комсомольской ячейке села и провести занятия в школе политпросвещения. Там он с будущим народным поэтом, Гомером 20 века Сулейманом Стальским ел кашу из одного котелка, испытал вкус ашагастальской родниковой воды.

В литературе многонационального Дагестана А.Фатахов своим безупречным трудом, за короткий период создал себе видное место. В селе Цмур в честь его имени названа центральная улица, функционирует общеобразовательная средняя школа. К столетию поэта открыли бюст, издали объемистую книгу «Избранные произведения».

Незабываемый сын Дагестана умер в 1935 году в Махачкале. Там находится его могила.

Семья созданная сыном Саида Шайдаевым Гаджибалой и дочерью Меджида Бесханум отличительна не только в Цмуре, она славится во всем Дагестане и за его пределами. Спаянность членов этой семьи,общительность, простота, уважительность к младшим и старшим велики.Представители фамилии Шайдаевых упорным трудом смогли добраться к сияющим вершинам жизни. В развитие  военного дела, системы правоохранительных органов, науки  страны они  внесли немалую лепту. Они гордость Дагестана, Лезгистанаи безусловно,  цмурцев.

 Глава семьи Гаджибала был первым председателем колхоза после октябрьской новой жизни села. Бесханум за всю свою жизнь занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. У них было 7 сыновей и 2 дочери.

 Старший сын Магомед-Ганифа в 1939 году окончил физико-математический факультет Дагестанского педагогического института. Перед войной работал заместителем начальника Управления, трудовых резервов Дагестана. Имея бронь, в 1942 году добровольно ушел на войну. В своей книге «Испытание огнем» генерал- полковник М.Х.Калашников пишет о Магомед-Ганифе[39]: «260-й стрелковой дивизии предстояло наступать на главном направлении, вести бои непосредственно за овладение Ковелем.  Военному Совету было очень важно знать настроение личного состава её частей, степень подготовленности их к боям. Поэтому генерал И.Г.Королев сказал мне:

  - Поезжайте, Михаил Харитонович, в двести десятую. С её командиром Василием Ивановичем Булгаковым вы хорошо знакомы. Все обязательно проверьте, потом доложите по телефону свои впечатления и соображения либо мне, либо командующему.

 И вот я вместе с начдивом полковником А.И.Колуновым еду в двестидесятую. В пути договариваемся с А.И.Колуновым сразу же по приезду накоротке побеседовать с политработниками частей, поставить перед ними практические задачи в связи с наступлением, а где будет возможность, провести солдатские митинги…

 Первый митинг состоялся в 783-м артиллерийском полку. Открыл его заместитель командира полка майор Магомед-Ганифа Гаджиевич Шайдаев. Он произнес короткую.но очень яркую речь. Говорил по–солдатски лаконично, четко. Закончил призывом сражаться с врагом так, чтобы заслужить похвалу Верховного Главнокомандования.

 - Майор Шайдаев - прекрасный командир, - негромко сказал мне комдив полковник В.И.Булгаков.

 Вслед за М-Г. Шайдаевым выступил командир дивизии. Потом произносили речи солдаты, сержанты, младшие офицеры. Тон, заданный митингу майором М-Г.Шайдаевым был выдержан до конца. Все говорили, что называется, с огоньком.

Язык сайта

Мы в соцсетях